2010 год: обновленная версия статьи лежит на http://web-standards.ru/
За несколько лет профессиональной деятельности мне довелось повидать огромное количество макетов сайтов. Среди них были хорошие, плохие и совершенно ужасные, но не было ни одного идеального, хотя, если сложить несколько из этих макетов, тот самый идеальный вполне мог бы получиться.
Можно довольно долго рассуждать о том, почему дизайнеры в огромном количестве гонят некачественный продукт. Мне кажется, основная проблема в том, что на веб-дизайнера нигде не учат. Более того, сейчас в Рунете каждый второй считает себя веб-дизайнером. «Умеешь рисовать в фотошопе скруглённые уголки, градиенты и отражения? Отлично, значит, и разработать интерфейс огромного информационного портала тоже сможешь», — такое чувство, что так рассуждает большинство нанимателей этих самых дизайнеров. И очень жаль. Поскольку для комфортной работы с дизайнером он должен иметь представление об информационной архитектуре, юзабилити, веб-технологиях — программировании и вёрстке, чтобы не рисовать заведомо то, что невозможно или очень сложно реализовать. Однако на деле получается, что скруглённые уголки круче всех.
Поскольку у меня по ходу работы всё время возникает масса проблем с дизайнерами, я решила написать некоторые рекомендации, способные серьёзно упростить работу верстальщику. Эта статья адресована мудрым начальникам, которые хотят улучшить работу в своей команде, а также дизайнерам, которые не хотят заработать диарею в результате постоянных проклятий.
Правило №1. Рисуйте макет сайта только в Photoshop.
Некоторые дизайнеры почему-то очень любят использовать для создания макетов Adobe Illustrator. Это очень крутая программа, но предназначение у неё совершенно иное. В результате, всё равно приходится экспортировать макет в Photoshop, что зачастую вызывает массу ошибок. Ещё одна модная нынче фишка — Fireworks. Да, это уже гораздо лучше, чем Иллюстратор, но всё равно плохо, потому что традиционно верстальщики учатся работать с Photoshop, и когда дизайнер присылает им файл в формате .png, они просто-таки не знают, что с ним делать. Про макеты в .jpg и прочих подобных форматах я вообще молчу. Да, такое тоже бывает!
Правило №2. Аккуратные слои.
В Photoshop существует очень удобный механизм группировки слоёв. Это очень полезное свойство: гораздо легче разобраться в макете, если слои сгруппированы по элементам (например, шапка-контент-подвал). Также следует уделить внимание осмысленному именованию слоёв и групп, причём, желательно использовать английский язык — верстальщик всё равно именует элементы по-английски. Слои, которые не используются в макете, необходимо удалять, а не оставлять отключёнными — верстальщик в процессе работы отключает разные слои, а потом включает всё сразу и может сильно испугаться. Иногда в одном макете помещают группы или слои для всех разновидностей данного типа страницы: например, форма регистрации и страница о том, что регистрация прошла успешно. В таком случае, отключённую группу или слой нужно помечать цветом, чтобы верстальщик её не пропустил.
Правило №3. Модульная сетка.
Хороший дизайнер создаёт макет сайта по модульной сетке. Благодаря её присутствию в файле верстальщику гораздо проще высчитать размеры каких-либо элементов. Поэтому, призыв к дизайнерам : оставляйте в макете сетку, по которой работали. Ну, и призыв к тем, кто сетку не использует: немедленно изучите эту основу композиции, пока вас не засмеяли. Все вспомогательные, неиспользуемые рулеры необходимо удалять.
Правило №4. «Липкие листочки».
В фотошопе есть такой замечательный инструмент, как «липкие листочки» — специально для заметок на каком-либо элементе дизайна. Не ленитесь комментировать свой макет — как любят говорить на Вебмасконе, все телепаты ушли в отпуск: зачастую очень сложно догадаться, является ли какой-нибудь элемент активным, и какие в макетах существуют скрытые закономерности.
Правило №5. Помните о динамике.
В отличие от картины, сайт — это динамическая система, в которой есть активные элементы, в которой постоянно что-то происходит и изменяется. Всю динамику поведения активных элементов должен придумать дизайнер, создав дополнительные слои: например, ссылка, ссылка при наведении, посещённая ссылка. Очень часто дизайнеры почему-то не придают значения такому важному аспекту веб-дизайна. Также, необходимо описывать, что должно происходить при изменении размеров экрана или при переполнении каких-либо элементов.
Правило №6. «Рыба» и типографика.
Совершенно естественно, что при разработке сайта почти никогда не используется тот контент, который там будет — зачастую, это контента ещё просто не существует. Поэтому дизайнеры, да и верстальщики используют «рыбу» — произвольный текст, который вписывается в контентные блоки. Но, к сожалению, делается это зачастую без проблеска мысли — например, на русскоязычном сайте везде используется популярная рыба на английском — «Lorem Ipsum…», которая не даёт представления, как будет выглядеть этот текст, набранный кириллическим шрифтом. Используйте подходящие к случаю рыбы!
Что касается типографики, то тут я убеждена: дизайнер просто обязан знать основы типографского искусства: осмысленно задавать интерлиньяж, размеры и семейства шрифтов, отступы и поля. А то как-то был у меня случай: прислали макет, в котором достаточно значимые подписи были исполнены шестым кеглем. А когда же я изменила размер шрифта на более читабельный, дизайнер капризно заныл, что у него на макете всё по-другому!
Правило №7. Шрифты.
О шрифтах нужно сказать отдельно. Почему-то каждый дизайнер, купивший на Горбушке диск с двумя тысячами бесплатных шрифтов, считает своим долгом тут же эти шрифты засунуть куда только можно. Я даже не знаю, может быть, это последствия непросвещённости? Что ж, просвещаю: на компьютере пользователя, который зайдёт на ваш сайт, в 99% случаев есть только системные шрифты, и в 99.9% — это стандартные шрифты Windows. Поэтому, как не старайся, милый сердцу маковода Lucida Grande увидит, дай бог, 1% пользователей, а все остальные всё равно увидят Arial. Конечно, в небольших объёмах оригинальные шрифты более чем уместны: это касается логотипов, статичных заголовков и прочих подобных вещей. Но фигачить напропалую весь текст на сайте каким-нибудь Neo Sans Pro, а потом ругаться, что всё не так, как на макете — подвергать себя опасности быть укушенным взбесившимся верстальщиком.
Если вы всё же используете в своём макете нестандартные шрифты, присылайте их верстальщику вместе с макетом, иначе он не сможет нормально измерить кегль и начертание. За растрированные же текстовые блоки вам вообще могут оторвать голову! Так что будьте осторожны и внимательны.
Правило №8. Техническое задание.
Перед тем, как приступить к созданию макета, обязательно прочтите техническое задание: что будет на этом сайте, как он должен работать, какую именно интерактивность иметь… Если же в вашей компании экономят на техническом писателе, попытайтесь хотя бы в устной форме ознакомиться с требованиями к сайту. А то очень часто случается ситуация, когда дизайнер нарисовал красивый макет, верстальщик его заверстал, а потом оказывается, что, к примеру, настоящая флэшка, которая должна быть центральным элементом сайта, шире нарисованной на 10 пикселов. Сколько времени и сил впустую! А ещё кошмарнее, когда дизайнер не понимает, что возможно реализовать при помощи веб-технологий, а что нельзя. И в результате на свет появляются блоки с аудио-плеером, в которых по ходу прослушивания радиопередачи должен плавно пролистываться текст этой самой передачи! Нет, это, конечно, реализуемо, но такие задачи должны осмысленно закладываться в планируемое время разработки, чего обычно не происходит.
Правило №9. Цветовая гамма.
Милый дизайнер! Я очень рада, что на твоём столе стоит тридцатидюймовый дорогущий монитор с отличной матрицей. Но ты должен понять, что ты пока — в меньшинстве подобных счастливчиков, а большинство пользователей сайта, который ты рисуешь, пользуются обычным ноутбуком или монитором с разрешением 1280 на сколько-нибудь там и не супер-качественной матрицей. Поэтому не нужно рисовать макет в 3000 пикселов шириной. Всё равно обычный пользователь не оценит всей красоты огромной подложки, но может очень рассердиться, когда поймет, что ему пришлось загрузить лишние полмегабайта картинки. Также, воздержись, пожалуйста, от использования очень светлых тонов вроде #F1F1F1. Доказано, что подобные оттенки не воспринимаются на сознательном уровне, однако, создают «шум» в глазах пользователя, который мешает ему сосредоточиться на полезных частях сайта. И ещё: постарайся не пользоваться цветовыми профилями. Обычно это заканчивается тем, что после вёрстки кто-нибудь обязательно начнёт вопить, что в макете-то цвета другие! Побереги нервы: свои и верстальщика.
Правило №10. Системные контролы.
Это немного спорная тема, но я всё же её коснусь. Ни для кого не секрет, что дизайнеры очень любят рисовать кастомные элементы форм. В чём-то они правы: в Windows, особенно в стандартной теме, далеко не самые красивые контролы, и они действительно могут испортить внешний вид сайта. Однако, во-первых, все эти красивые скруглённые штучки с градиентами довольно слабо реализуемы на кроссбраузерном уровне, а во-вторых, среднестатистический пользователь потратит куда больше мозговых усилий на то, чтобы понять, куда ему ввести своё имя, если перед ним что-то очень красивое, но абсолютно непохожее на стандартные контролы его операционной системы, к которым он привык. А заставлять пользователей задумываться над интерфейсом — значит, потерять какую-то особо нетерпеливую часть аудитории.
Правило №11. Продумайте всё.
Когда я пришла на работу в компанию, которая занималась разработкой сайтов для T-Mobile, первое, что мне пришлось сделать — это прочитать Style Guide. Style Guide представлял собой папку А4, толщиной примерно сантиметров в двадцать, в которой были описаны все цвета, шрифты, размеры и тому подобные вещи, которые можно применять в оформлении каких-либо материалов для T-Mobile. При помощи этого стайлгайда наши дизайнеры рисовали макеты, уделяя внимание всем деталям. Кажется, это были лучшие макеты, с которыми мне доводилось работать. Я веду свою мысль к следующему: не ленитесь отрисовывать все элементы, которые могут встретиться на странице. Все заголовки, абзацы, подписи к картинкам, цитаты, врезки и так далее и тому подобное. Потому что чаще всего, если верстальщик сам берётся додумать недостающие элементы, это заканчивается истерикой у дизайнера. Позаботьтесь обо всём сразу.
В общем, резюмируя всё вышесказанное — дизайнер должен уметь не только обосновать, что эти три колонки цветов «вырви глаз» символизируют собой российский флаг, но и тщательно продумать, спроектировать свою работу, аккуратно и дотошно её выполнить, не забывая при том, что с макетом в дальнейшем будут работать ещё несколько человек. Работайте профессионально. Это приятно и полезно.
- ~ RSS 2.0
- ~ Комментировать
- ~